Частный Детский сад Монтессори-центр Мон Ами. ЖК Смольный Парк.

ВОПРОС-ОТВЕТ

Частный Детский сад Монтессори-центр Мон Ами. ЖК Смольный Парк. Пин

В Монтессори методе, действительно, нет расписания и занятий в привычном понимании традиционного образования. Как же ведётся работа с детьми?
⠀⠀
Конечно, ребёнку нужен режим, и он есть в Монтессори саду: Монтессори занятия, прогулки, сон и 5-разовое питание, согласно установленному времени и учитывая все необходимые потребности ребенка.

День в Монтессори саду начинается с Монтессори цикла / сессии разной по продолжительности в зависимости от возрастной группы.

Сам класс разделён на определенные зоны: зона Упражнений практической жизни, зона Сенсорики, Языковая зона, зона Математики, зона Культуры, куда включены география, биология, зоология, творчество.

Мария Монтессори основывала свою методику на наблюдениях за детьми, в результате которых сделала глубокий вывод о психологических, физиологических, эмоциональных, физических изменениях в ребёнке и выделила 6 сензитивных периодов. И соответственно им в классе расположены материалы.
⠀⠀
Поэтому у каждого ребёнка есть возможность работать в гармонии со своими интересами, внутренним ритмом и тем сензитивным периодом, в котором сейчас находится ребёнок. Так развиваются необходимые навыки, и ребёнок получает знания. Например, через утончения чувств обоняния, осязания, стереогностики, различие форм, цвета, веса, текстуры и тд. ребенок формирует свой образ окружающего мира.

И для того, чтобы усвоить навыки и получить знания в каждой области, дети нуждаются во времени. И для кого-то это будет несколько минут, для другого несколько часов, а кому-то понадобится и несколько дней. И в Монтессори классе мы даём ребёнку столько времени, сколько ему нужно. К сожалению, в урочной системе этого сделать нельзя. Дети могут заниматься по одному, а могут пригласить поработать вместе с другими ребятами.

Учитель внимательно наблюдает за ребёнком и постепенно знакомит его с теми материалами, которые интересуют малыша. Знакомство с материалами идёт по принципу «от простого к сложному». Педагог предлагает ребёнку начать с тех материалов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребёнка, и постепенно переходит к более сложным.

Благодаря свободной работе в классе, между детьми нет соперничества и соревнований в освоении учебного материала. Наоборот, дети помладше всегда могут обратиться за помощью к старшим. Такой режим помогает ребёнку сохранять положительный эмоциональный настрой, развивает его интеллектуальные способности, повышает самооценку и уверенность в себе!

Группы детей от 0 до 3, от 3 до 6, от 6 до 9, от 9 до 12 лет появились не просто так. Мария Монтессори заметила, что в этих возрастных группах дети активно, но совершенно по-разному познают мир. Перед детьми возникают свои особые задачи, которые помогают им самостоятельно строить свою личность. ⠀

В разновозрастной группе отсутствует нездоровая конкуренция между детьми. Здесь нет отстающих, так как у каждого ребёнка есть возможность заниматься в своём темпе. Это помогает самостоятельно планировать свою работу и сравнивать свои результаты только со своими результатами, а не с соседом по парте.

Дети самостоятельно или с помощью педагога выбирают себе занятия. И в тоже время у них есть возможность понаблюдать за работой других — через наблюдение они также учатся и осваивают новый, более сложный материал. ⠀

Дети помладше охотно учатся у старших. А детки постарше могут попробовать себя в роли наставников и удовлетворить свою потребность в лидерстве. Этот опыт важен для социального и эмоционального развития обоих участников процесса. Заодно, маленькие учителя могут повторить и заново осмыслить уже пройденный материл. Замечали же за собой, что лучше усваиваете информацию, когда объясняете ее другому человеку? ⠀

За несколько лет обучения детям и учителям удаётся стать по-настоящему сплоченной и дружной семьей. Дети лучше узнают друг друга и взрослых. Возникает больше доверия между педагогом и ребёнком. В атмосфере взаимоподдержки учиться гораздо легче, а педагог видит картину развития ребёнка целиком.

Деревянные материалы — одна из самых крепких ассоциаций, связанных с Монтессори подходом. Разберёмся, почему педагоги отдают предпочтение пособиям, выполненным из дерева. Мария Монтессори разрабатывала инструменты для обучения в начале двадцатого века. Тогда выбор материалов был невелик, но до сих пор последователи Монтессори метода работают именно с ними.⠀

Дело здесь не только в поддержке аутентичности метода, а в том, что предпочтение отдаётся изделиям, выполненным из натуральных материалов: дереву, тканям, металлу, стеклу. Благодаря разнообразию материалов, ребенок познаёт окружающий мир. Фактура, вес, температура, плотность, форма предметов, с которыми взаимодействует ребенок, дают ему богатый опыт и стимулируют сенсорную, и в частности тактильную чувствительность.

Это важно для развития когнитивной и эмоциональной сфер ребенка, а также необходимо для развития речи. Даже высококачественный пластик не заменит этого многообразия.

Нас часто спрашивают, почему в классах материалы находятся только в одном экземпляре. Нельзя ли поставить сразу несколько? Не вызывает ли это конфликты среди детей? Рассказываем, в чем тут дело.

Во-первых, наличие только одного экземпляра становится для детей точкой роста в области коммуникации и способствует сотрудничеству. В ситуации, когда один ребенок уже занимается, а второй хочет присоединиться к нему или забрать материал, дети учатся договариваться. Вариантов договора может быть несколько и каждый раз они будут уникальны. Дети могут решить заниматься вместе, а может быть второму придётся подождать или он просто понаблюдает за работающим ребёнком. Эта ситуация готовит ребенка к жизни в социуме, учит терпению, уважению к чужому выбору и труду.

Во-вторых, дети могут вдоволь насладиться своей работой, спокойно исследовать материал и заниматься им столько времени, сколько необходимо. При этом ребенок ни с кем себя не сравнивает: правильно ли он выполняет презентацию, успевает ли он за остальными учениками. Отсутствие конкуренции и сравнения с другими детьми помогает ребёнку полностью сконцентрироваться на своей работе.

В-третьих, материалов в классе достаточно много и они рассчитаны на разный возраст детей. Так как во всех группах занимаются дети разных возрастов, то каждый ребенок может найти себе то занятие, которое отвечает его потребностям и сензитивному периоду, в котором находится малыш.

В Монтессори классах нет расписания и нет уроков, как принято в традиционной школе. А есть рабочий цикл, который длится примерно 3 часа, в зависимости от возраста и учитывает все физиологические и психологические особенности детей. ⠀

Почему именно такое количество времени необходимо для занятий? ⠀

Для того, чтобы создать учебную среду, Мария Монтессори долгое время просто наблюдала за поведением детей в классах. ⠀

И пришла к важным выводам. И вот каким :

Когда дети занимаются самостоятельно и свободно, то они отчетливо демонстрируют рабочий цикл протяженностью около трёх часов.⠀

У этого цикла есть два пика и спокойное время между ними. ⠀

Рабочий процесс состоит из определенных этапов: «погружение», стадия концентрации и завершение.⠀

У каждого ребенка есть свой темп работы и он может самостоятельно им управлять, если обладает достаточным количеством времени.⠀

Что происходит, когда время работы ограничивают короткими интервалами, чтобы дети «не переутомились»?⠀

Зачастую, к тому моменту, когда ребенок уже погрузился в процесс и глубоко сконцентрирован на материале, его прерывают.⠀

Остаётся ощущение незавершенности и усталость, наоборот, накапливается. В том случае, когда ребенок, проходит рабочий цикл от начала и до конца, у него появляется ощущение радости, спокойствия, воодушевления, а желание заниматься не пропадает.⠀

Мария Монтессори не раз писала, что после глубокой длительной работы дети выглядели отдохнувшими и счастливыми. ⠀

Получается, что нарушение деятельности ребенка из вне гораздо вреднее, чем длительная работа, которую он регулирует самостоятельно.

Уроки вежливости и любезности были придуманы Марией Монтессори.

Они необходимы для того, чтобы ребенок мог адаптироваться в обществе и к жизни.⠀

Эти занятия похожи на мини-тренинг социальных навыков и помогают малышу научиться как лучше вести себя в разных ситуациях, например таких: ⠀

  • как бесшумно двигать мебель
  • как попросить или передать вещи
  • как выразить несогласие
  • как поблагодарить и как предложить помощь
  • и множество других⠀

Мария Монтессори считала, что дети доброжелательны по своей природе и стремятся к позитивному общению с окружающими их людьми.⠀

А если ребенок ведёт себя «неправильно», то только потому, что он не знает КАК. ⠀

Темы уроков рождаются прямо в стенах группы, где занимаются ребята.⠀

Педагоги внимательно наблюдают за детьми и выбирают ту ситуацию, которая часто происходит на занятиях или на прогулке. ⠀

Например, дети громко разговаривают или используют грубые слова, кто-то выхватывает вещи из рук, бывает и так что дети не убирают за собой рабочее место.⠀

Дети собираются в круг и педагог показывает как сделать то или иное действие вежливо и проигрывает ситуацию с одним ребёнком.⠀

И после нескольких повторов он предлагает сделать детям то, что он показал. ⠀

Нужно понимать, что уроки вежливости и любезности не носят назидательный характер, а проводятся играючи и без лишней натянутости.⠀

А чтобы новый навык прижился, его необходимо повторить в жизни не один раз и прочувствовать на себе, чем помогает вежливое общение.⠀

Уроки вежливости и любезности помогают создать условия, в которых дети становятся ответственны за свое общение и независимы от взрослых в своём взаимодействии друг с другом. ⠀

Самые важные уроки ежедневно демонстрируют взрослые. Крайне важно, чтобы мы вели себя в соответствии с тем, чему мы хотим научить наших детей!

Тема развития мозга — очень интересная и глубокая, поэтому мы посвятим ответу на этот вопрос несколько постов.

Мы развиваемся и учимся на протяжении всей жизни. ⠀

Однако, первые несколько лет крайне важны, так как именно они являются фундаментом нашей личности.⠀

Мария Монтессори говорила о том, что с рождения и до 6 лет дети обладают удивительной способностью — впитывающим разумом.⠀

Её наблюдения о том, как происходит развитие ребенка, нашли своё подтверждение в исследованиях нейрофизиологов и нейропсихологов об этапах развития отделов мозга и электрической мозговой активности, эмоциональной сферы ребенка. ⠀

Мозг ребенка начинает формироваться ещё в утробе матери.⠀

Дети рождаются с огромным потенциалом и с небольшим количеством знаний о том мире, в который они попали.⠀

После рождения мозг продолжает развиваться в ответ на тот опыт, который он получает.⠀

Впитывающий разум позволяет ребёнку переработать огромный пласт информации, который он получает ежедневно, легко и без усилий стать частью этого мира, построить себя как личность.⠀

Этот процесс позволяет малышу выжить и адаптироваться под ту среду и культуру, в которой он родился.⠀

Наблюдая за окружающим миром ребенок усваивает все: движения, язык и речевые шаблоны, атмосферу и запахи, традиции и ценности общества, модели поведения и стиль общения, отношение к людям, работе и к окружающему миру, все хорошее и все плохое.⠀

Малыш делает это безоценочно, принимая как данность. ⠀

Большая часть информации, которую впитывает ребенок, носит сенсорный характер.⠀

Это значит, что ему нужен непосредственный опыт взаимодействия с различными предметами: тактильный, звуковой, зрительный, обонятельный, вкусовой.⠀

Нет смысла что-то долго объяснять или показывать картинки, чтобы лучше запомнить информацию, нужен просто опыт взаимодействия. ⠀

Чем чаще повторяется опыт, тем сильнее и лучше будет нейронная связь.⠀

Особенно это важно в первые годы жизни.⠀

Повторяющиеся события позволяют малышу чувствовать себя в безопасности. ⠀

То, что впитал ребёнок до 6 лет остаётся с ним навсегда!

Развитие мозга — сложнейший процесс. Ученые постоянно делают открытия о закономерностях работы самого загадочного человеческого органа.

Наш мозг начинает развиваться внутриутробно, но к моменту рождения он ещё сформирован не полностью, и на протяжении ближайших 20 — 25 лет он будет меняться и совершенствоваться.

К моменту рождения человек обладает примерно 86 млр нейронов, которые будут помогать ему адаптироваться и изучать мир.

Нейроны соединены между собой волокнами, по которым передаётся информация в головной мозг и обратно.

Чем чаще повторяются одни и те же движения, действия, события, тем лучше и прочнее связи между нейронами, а неустойчивые связи со временем разрушаются.

Маленькому ребёнку важно иметь возможность много и свободно двигаться, чтобы научиться новым движениям и оттачивать уже приобретённые!

Это также объясняет, почему так важен порядок (не только визуальный) в первые годы жизни, а особенно в первые месяцы.

Последовательность, предсказуемость действий со стороны взрослых помогает ребёнку чувствовать себя защищённым.

Чувство безопасности необходимо нам для обучения и развития. В состоянии стресса мозгу учиться крайне сложно. В этот момент он работает на выживание!

И с другой стороны, ребёнок нуждается в новых впечатлениях и ощущениях для формирования новых нейронных связей. Поэтому важно придерживаться определенного режима и постепенно предлагать малышу что-то новое. Знакомить с различными фактурами, запахами, звуками, образами.

На протяжении первых лет жизни дети не анализируют информацию. Малыши овладевают базовыми навыками, а позже начинают их оттачивать. За анализ и переработку информации отвечает кора головного мозга, а на момент рождения она ещё не созрела.

В раннем возрасте мозг воспринимает и запоминает образами, картинками. Мария Монтессори сравнивала этот процесс с фотосъемкой. Мозг «делает снимок», «запечатлевает момент», не подвергая его критике или экспертизе.

Поэтому с нами так долго живут привычки, установки, впечатления, приобретённые в раннем возрасте.

И поэтому в наших с вами силах заложить в детях надёжный психологический фундамент!

В Монтессори-классе дети часто занимаются с пособиями индивидуально и столько времени, сколько им необходимо. Учебный процесс организован таким образом, что малыш может полностью сконцентрироваться на своём занятии.

Свой успех в освоении того или иного материала ребенок сравнивает только с самим собой. С одной стороны, такой подход к обучению вдохновляет не только детей, но и родителей.⠀
Ребенок развивается в своём темпе, в соответствии со своими внутренними потребностями.

С другой стороны, иногда закрадываются сомнения, возможен ли образовательный процесс без конкуренции? Ведь соперничество может быть источником мотивации к обучению.
В нашем понимании, чаще всего, конкуренция — это борьба и соперничество. В переводе с латинского у этого слова есть ещё другое значение — быть равным, соответствовать.⠀
В Монтессори-методе условная конкуренция между детьми есть, но как вы, наверное, догадались, выглядит она не как соперничество, а как стремление быть равным. ⠀
В Монтессори-классе конкуренция основана на интересе ребенка и его наблюдение за другими детьми. Группы в Монтессори-школах разновозрастные, дети обладают разными навыками. Материалы для занятий представлены в одном экземпляре, но они разнообразны и отличаются по уровню сложности.⠀

Наблюдая за работой сверстников или деток постарше, у ребят постепенно возникает желание научиться работать с новым материалом, выполнить его самостоятельно или по-своему, внести что-то своё. Переход к новому пособию происходит тогда, когда ребенок к нему готов. Знакомство с новым материалом преподносится как долгожданный подарок, и малыш чаще всего относится к нему с трепетом. ⠀⠀

При такой организации учебного процесса нет места неадекватной конкуренции, зато есть возможность научиться сотрудничать и развиваться в гармонии с самим собой!


Монтессори метод часто критикуют за то, что он не развивает воображение и фантазию у детей. Давайте развеем этот миф и обсудим, что такое воображение и как его используют в Монтессори классах.

Воображение — это умственный и психический процесс, с помощью которого человек может придумывать и воплощать в жизнь принципиально новые идеи.⠀
Воображение можно развивать с помощью специальных упражнений, но немаловажную роль играет расширение кругозора и обретение новых знаний. Творческое развитие начинается с изучения и освоения базовых знаний. После этого мы можем придумать что-то новое или улучшить то, что имеем.

Доктор Мария Монтессори была учёным. Ее исследовательский дух и желание помочь детям адаптироваться к жизни не могли не отразиться на её педагогическом подходе. Мария Монтессори опасалась чрезмерного ухода в фантазию и выдуманные миры. Её метод даёт хорошие базовые знания, чтобы дети могли уверенно себя чувствовать в окружающем мире, а в будущем с таким же интересом продолжали его исследовать.

Таким образом он осваивает новый навык и развивает мыслительные способности, в том числе за счёт воображения. И конечно, во всех классах есть зона творчества.
Таким образом, развитие воображения и творческих способностей происходит через погружение в реальность.

Детям интересно и важно знать, в каком мире они живут.

Самостоятельная работа в классе с различными материалами и будет творчеством для ребенка и местом для развития воображения. Когда ребенок спрашивает: «что это?» или «что с этим делать?», он ждёт, что ему расскажут правду или научат пользоваться чем-то новым. Так ребенок адаптируется к жизни!

Взрослые, когда у них нет времени или они не знают, как поступить, стараются переключить вниманием ребенка или придумывают недостоверные ответы. Мы запутываем ребенка, а он остаётся без информации, а нередко и со страхами. Нет ничего плохого в сказках и фантазиях, но там, где мы можем познакомить ребёнка с настоящим миром, стоит это сделать.⠀
Наш современник, Нил Деграсс Тайсон, американский астрофизик, доктор философии по физике, в одном из интервью на вопрос о воспитании детей сказал: «Во Вселенной и так много потрясающих вещей, зачем придумывать что-то ещё?»

keyboard_arrow_up